Методы исследования

 

В зависимости от решаемой задачи и построения соответствующей Модели может использоваться как отдельно взятый метод, так и несколько методов в комплексе.

Приведенный список методов не является исчерпывающим. Особое внимание следует обратить на Метод Объектов, краткое описание которого приведено в конце данного материала.

 

Классический метод

 

Данный метод основан на разделении  по областям знаний. В качестве инструмента описания, как правило, использовались и используются различные аналитические инструменты, в том числе в виде различных формул (математических, химических и т.д.), позволяющих с некоторой точностью описывать свойства материи Мира для соответствующей области знаний.

 Данный метод является основным, официально признанным способом изучения Мира.  На определенном этапе этот метод полностью себя оправдал. Это объясняется принципом декомпозиции, когда сложность задачи, разделенной на подзадачи, уменьшается непропорционально сильнее, относительно ее сложности рассмотрения в целом.

Однако наряду с этим неоспоримым достоинством, этому методу присущ и существенный недостаток, а именно то, что он с большим трудом поддается какой-либо автоматизации. Кроме того, он требует очень трудоемких и высокоинтеллектуальных человеческих ресурсов, поскольку базируется на высоких, а порой слишком высоких по сложности аналитических описаниях, что в свою очередь требует от исследователя высокого или высочайшего уровня знаний, и, соответственно, длительного по времени обучения и освоения материала.

 

Метод элементов

 

Данный метод основывается на выделении отдельного (отдельных) элемента и построении некоторой математической модели, описывающей  его (их), и ее последующим численным решением. 

Для этого исследуемая часть Мира разбивается на отдельные элементы которые взаимодействуют между собой. Описание взаимодействия этих элементов и является сутью математической модели, которые могут исследоваться путем численного решения на компьютерных моделях.

До недавнего времени использование данного метода было крайне ограничено в связи с недостаточной мощностью компьютеров. Сейчас же ситуация поменялась кардинально  и появилась возможность исследования с заданной точностью за разумное время на достаточно больших и сложных матмоделях, требующих больших и очень больших вычислительных мощностей.

Необходимо также отметить факт, что математическая модель гораздо проще, а соответственно и доступнее для создания, нежели аналогичное аналитическое решение и в гораздо большей степени поддается автоматизации.

 

Метод примеров и аналогий

 

Заключается в том, что в качестве описания одного элемента, для которого отсутствует необходимый понятийный аппарат, используется понятийный аппарат другого, но уже описанного элемента. То же самое относится и к взаимодействию элементов,

В качестве примера можно привести такое понятие как ток, который изначально использовался для описания потока жидкости (и прежде всего воды), в дальнейшем стал использоваться в том же смысле в электромагнетизме. Еще один пример - это использование линейной длины (расстояния) в качестве характеристики радиоволны. 

Данный метод крайне полезен для случая отсутствия понятийного аппарата для описания свойств того, что неизвестно, но тем или иным способом проявляет себя.

  

Метод допущений (гипотезы)

 

Заключается в том, что для объяснения того или иного факта(ов) выдвигается гипотеза.  Понятно, что если данная гипотеза позволяет объяснить значительное количество необъясненных явлений, то ее достоверность гораздо выше той, которая позволяет объяснить только одно необъясненное явление.

 

Метод экстраполяции

 

Заключается в том, когда для анализа с целью пред угадывания возможных будущих технологических прорывов и открытий, используются факты подобного за прошедший период времени. Иными словами - исследую цепочку уже сделанных технологических прорывов и открытий в прошедшем времени попытаться ее продлить в будущее время.

 

Метод исторических знаний

 

 Заключается в использовании любых, имеющих хоть какое-то реальное основание, исторических источников, включая легенды, сказания, предания, сказки, различные религиозные учения и прочее с целью нахождения неких общих утверждений, которые, с большей долей вероятности, должны восприниматься как фактический материал, а не как мистика.

Это достаточно интересный, хотя и во многом спорный метод. При своем использовании требует обобщения различной информации, с последующей ее фильтрации от нанесенного информационного шума и последующего выделения полезной информации.

Еще один вариант - это использование исторических знаний в качестве источника информации для метода примеров и аналогий.

 

Метод проб (эксперимента)

 

Основан на изучении последствий некоторого действия (эксперимента), которое до этого не производилось, либо последствия этого действия не изучались (экспериментально или теоретически) и, соответственно, неизвестны.

Это чрезвычайно опасный метод, особенно в случае, когда экспериментатор действует неким совершенно случайным образом, при этом не представляя даже примерно результатов своего эксперимента. В качестве иллюстрации этого - существует легенда, суть которой  в том, что человек, открывший (создавший) синильную кислоту, сумел описать только ее цвет. А вот запах и вкус уже нет.

 

Метод жестких логических цепочек

 

Данный метод во многом схож с различными математическими преобразованиями, однако вместо формул используются логические утверждения, которые, с одной стороны, базируются на предшествующих утверждениях, и, одновременно, являются основой для последующих. В целом такой подход перекликается с алгоритмикой разработки программного обеспечения, но когда вместо языка программирования используется обычный язык общения. Как правило, на данном методе основаны различные исследования филосовского толка.

 

Основные положения Метода Объектов

 

Предлагаемый метод основан на утверждении, что Мир в целом, включая материю во всех ее проявлениях, состоит из элементов Мира - Объектов и, соответственно, модель Мира ("полная" или частная) строится исходя из этого утверждения.

Любой Объект состоит из других Объектов и, при этом, сам является составной частью другого (других) Объекта (Объектов).

Все Объекты взаимодействуют между собой. Взаимодействие Объектов называется процессом взаимодействия или просто Процессом. Внутренние Процессы - это Процессы, происходящие  между Объектами, являющимися составной частью  данного Объекта. Внешние Процессы - это Процессы между данным Объектом (как единым целым) и другими Объектами.

Свойства любого Объекта определяются набором внешних Процессов данного Объекта с Объектом "Наблюдатель" непосредственно или с использованием промежуточного  Объекта "Преобразователь", выполняющим преобразование Процессов "исследуемый Объект - Преобразователь" в Процессы "Преобразователь - Наблюдатель".

Объекты могут быть Однородными, Однотипными, Большими, Малыми и т.д. Все Объекты разделяются на Живые Объекты и Неживые Объекты. Живые Объекты отличаются от Неживых Объектов наличием расширенного наборам Процессов и, соответственно, Cвойств. 

Также по набору Cвойств Объекты могут разделяться (для удобства изучения в соответствии с современным разделением по направлениям знаний) на физические, химические, биологические, экономические и любые другие.

Объекты могут взаимодействовать только непосредственно, взаимодействие "через ничего" невозможно. Любое поле также является Объектом.

 

Вариант 1. Версия  001. Дата 30.11.2020

Все права на данный материал принадлежат автору

Автор Абашин Анатолий

При полном или частичном использовании материалов данного документа ссылка на сайт http://aab57.ru/ обязательна